Abstract
Среди источников внутреннего загрязнения можно указать на пыль, продукты дыхания пассажиров, различные выделения от материалов отделки составов и станций метрополитена и т.п. Эта проблема обычно решается двумя способами: влажной уборкой тоннелей и станций и с помощью мощных тоннельных пылесосов. Оба эти способа имеют общие недостатки. Во-первых, пылеудаление может осуществляться только в ночное время, когда нет поездов на линии. Во-вторых, сами установки пылеудаления дорогостоящие, эффективны только при малой скорости перемещения пыли по тоннелю. Во всех метрополитенах мира существует проблема пылеудаления. Методы исследования включают проведение аналитических и вычислительных исследований воздухораспределения в вентиляционной сети метрополитена методами математического моделирования с применением теории графов и потоковых алгоритмов, а также экспериментальные исследования параметров воздушного потока в натурных условиях Алматинского метрополитена. В данной статье предложен инновационный способ обеспыливания тоннельного воздуха на основе использования поршневого действия поездов и лабиринтных фильтров, установленных в пристанционных вентиляционных сбойках. Обоснованы параметры расчетной модели линии метрополитена на основе декомпозиционного подхода к математическому моделированию аэродинамических процессов путем перехода от линейной модели линии метрополитена к периодической разомкнутой модели. Методами вычислительной аэродинамики определены закономерности изменения скорости воздуха через вентсбойку и располагаемый перепад давления в зависимости от скорости движения и режима следования поездов через станцию.