Аннотация
В статье рассмотрены вопросы обеспечения безопасности эксплуатации инженерных сооружений в сейсмоопасных регионах, на примере транспортной развязки проспекта Абая и улицы Саина в городе Алматы, Республика Казахстан. Город Алматы расположен в зоне повышенной сейсмической активности, а вдоль проспекта Абая проходит линия метрополитена, что усложняет инженерно-геологическую ситуацию. В таких случаях особое значение имеет создание эффективной системы контроля за состоянием сооружений. Предложен комплексный подход, включающий инженерно-геологическое изучение массива горных пород, спутниковые GPS-технологии, электронный тахеометр, лазерное сканирование земли и оценку точности геодезических измерений. Разработана методика построения опорной геодезической сети для наблюдения за мостами и зданиями. Обоснована целесообразность применения спутникового позиционирования, тахеометрии и сканирования при наблюдении деформаций и осадков сооружений. Для установки высокоточных электронных и лазерных приборов при геомониторинге земной поверхности, авторами, разработан постоянный пункт, позволяющий обеспечить быстроту и точность центрирования, исключив применения штативов. На основе проведенного исследования авторами предлагаются методы определения осадок и смещений сооружений. Результаты исследовании внедрены при выполнении научного проекта, а также использованы в учебном процессе. Практическая ценность работы заключается в возможности применения полученных результатов для повышения уровня безопасности на аналогичных объектах и снижения рисков, связанных с природно-техногенными факторами.