Аннотация
статье рассматривается взаимосвязь архитектуры и кинематографа как двух разных, но взаимодополняющих видов искусства, формирующих пространственные формы – реальные и виртуальные. Был произведен анализ зданий и кинолент с 1960 до 2024 года на примере казахстанских объектов. Исследование проведено с учетом социальных и культурных изменений в стране, также трансформации художественных решений и инструментов визуализации, с целью выявления общих точек соприкосновения. Были рассмотрены знаковые архитектурные объекты Казахстана – «Дворец Республики» («Дворец Ленина») (1970), Дворец Независимости (2006), гостиница «Казахстан» (1977), монумент «Байтерек» (2002). Стилистические особенности, семантическая составляющая, культурное значение в контексте исторического развития страны, и пространственного решения составили основу анализа как для объектов архитектуры, так и для кинолент. Параллельно с объектами архитектуры был рассмотрен процесс развития казахстанского кинематографа от первых авторских картин, «Алпамыс идет в школу» (1978) до «Анель» (2024). Инструменты визуализации казахстанских режиссеров прошли большой эволюционный путь: увеличилось пространство кадра, улучшилась воздушная перспектива, что позволило создавать более глубокие и объемные изображения. Цвет и свет стали важными элементами повествования, несущими смысловую нагрузку и усиливающими эмоциональное воздействие на зрителя. Данные изменения положительно повлияли на создание более выразительных и насыщенных образов как в архитектуре, так и в кинематографе. В статье разбираются инструменты визуализации и их эволюция в рамках построения внутрикадровой композиции и искусственно созданной реальности. Анализируется роль архитектурной среды в кинематографической, так как происходит формирование уникальной культурной среды Казахстана, что находит свое отражение в трудах казахстанских режиссеров.