Аннотация
Городское строительство на подтопляемых территориях имеет многовековую историю. Из различных применявшихся систем защиты от подтопления наиболее эффективной оказалась система каналов. В большинстве случаев каналы позволяют решить некоторые проблемы в области пассажирских и грузовых перевозок, дополняя или дублируя сухопутные перевозки водными путями. Лучшие примеры из мировой практики показывают возможность организации коммерчески привлекательных пространств на участках, где есть автомобильные и водо-канальные коммуникации. Интенсивный рост города Астана привёл к застройке левого берега реки Есиль, в котором много водных объектов и высокий уровень грунтовых вод. Это в сочетании с паводковыми водами и атмосферными осадками периодически приводит к затоплению обширных территорий. Эпизодически проводимые мероприятия по осушению переполненных водоёмов, строительству колодцев и дренажных выпусков лишь частично решают ежегодно обостряющуюся проблему. В этих условиях представляется целесообразным использовать опыт США, где в городе Майами сформирована развитая система каналов. Предлагаемая система каналов для района Нура города Астаны имеет спирально-дуговую конфигурацию. Это обусловлено особенностями рельефа и расположением существующих водных объектов. Каналы связываются с руслом реки Есиль и обеспечивает отвод избыточной воды за пределы города. В результате появляются участки с удобными улично-дорожными и водо-канальными соединениями с существующей городской транспортной инфраструктурой. Это позволяет сделать их пригодными для активного градостроительного освоения.