К МЕХАНИЗМУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР В САКРАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Supplementary Files

PDF

Ключевые слова

Ппространственный архетип
объемно-пространственная структура
архитектурная форма
вертикальная ось
горизонтальная ось
горизонтальная плоскость
аутопоэзис

Аннотация

Аннотация. Рассматривается процесс порождения архитектурной формы, основанный на освоении человеком категории пространства. Последнее, является весьма важным для архитектурной науки, поскольку предложена попытка проникновения в "святая святых" - в механизм возникновения архитектурной формы. На основе освоения категории пространства и понимания того, что оно развивается на системе осей, происходит генерирование геометрически организованных пространственных представлений. Впоследствии, с возникновением художественной составляющей, такой путь структурирования пространства привел к появлению архитектуры. Автор, основываясь на системном подходе, предлагает гипотезу последовательного генезиса архитектурной формы, как самостоятельной категории, но, в то же время, основанной на иерархии предшествующих уровней, увязанных между собой в единую систему - от наиболее общих, до все более приближающихся к архитектурной форме. Исходя из предложенной иерархии уровней порождения формы, автор пользуется исследованиями по истории архитектуры, в которых рассматривается процесс архитектурного формообразования, специальной литературой по различным видам композиции - последнее способствует более четкому пониманию типов объемно-пространственных структур, а также, исследованиями, помогающими сформулировать авторское отношение к пространственным архетипам. В результате проведенного исследования, обосновывается положение, согласно которому объемно-пространственные структуры (ОПС) - это, базовая и лишь отчасти геометрически ассоциированная лапидарная основа для возникновения архитектурных форм, со всем богатством их конкретных пространственных конфигураций. Выявлено, что в отличие от несметного числа архитектурных форм, количество основных типов ОПС, всего шесть (один базовый, три производных и два композитных). Системное рассмотрение и архитектурного формообразования с выявление глубинных механизмов этого процесса, будет способствовать более глубокому пониманию категории архитектурной формы, что безусловно выведет на более высокий уровень теорию и практику архитектуры.